Станислав Корочин, чёрный пояс 4 дан, тренер Карагандинской областной федерации таеквондо WTF

Искандер Балпык, чёрный пояс 4 дан, тренер Карагандинской областной федерации таеквондо WTF

Станислав и Искандер перед трейловым забегом SaryArqa TrailRun

«Если в путешествии с тобой происходят разные приключения, значит ты плохо готовился»

— Я по первому образованию программист. Спорт презирал, как явление. Считал, что если человек совершает лишние движения и его никто не заставляет этого делать, то он, мягко говоря, глупый человек… Любил смотреть «Формулу-1» и … всё! Уже 20 лет было, меня дядя привёл. «Ты взрослый парень, ради меня позанимайся две недели». Что делать, пришёл. И первое, что увидел, серию ударов «нарё-чаги» — одна нога наносит удар, а вторая уже в воздухе для следующего. Тут я и завис. Остановился и попросил тренера, который вёл занятия, повторить. Так меня и затянуло, в общем. Новички занимаются через день, вводные упражнения, ОФП. А я стал с первого дня тренироваться ежедневно. За три года чёрный пояс, к.м.с., 17 лет этому делу посвятил.

— Удивительно, но как в это чёткое представление о мире сумел вклиниться велосипед?
— Как автомобилист, посматривал на это дело с изрядной долей скепсиса. Хотя друзья и агитировали, Станислав уже катался к тому времени. Я до 2011 года любил бегать, а потом была сильная травма. Колени болят, а бегать нужно: это часть тренировочного процесса, я выступаю, член сборной. Не могу ни бежать, ни заставить себя. К делу подключился ещё один наш товарищ, Игорь. Мы на работу приходим с раннего утра, думали кататься на прокатных велосипедах. А они пока откроются — уже десять. Мы психанули, поехали на базар и взяли двух «китайцев». Весна 2015-го, два жёлтых «Наксуса». И нас унесло! Каждый день куда-то ездили. То по городу, то выскакивали здесь недалеко. Домой уже на закате приезжал. Прокатились в Курминку. Съездили за Темиртау на горнолыжную трассу. На остатке сил добрался тогда до дома. Умирал, но был невероятно счастлив. Захотелось чего-то большего. Нашёл на карте Красную поляну, решил штурмовать эту точку. Мягкая зима, -10. Километров 140 я тогда накрутил. На место не попал, несколько километров по степи кружил, забил всё снегом. Вел замёрз, передачи не включаются. Выбрался на дорогу, а крутить могу «2-2», каденс бешеный, скорости нет. Это же китаец, чего ещё ожидать. Не сломался — и то хлеб. Стало понятно, что следующим летом нужно куда-то ехать. Но сначала поменять коня.

— Как проходил выбор нового велосипеда?
— В феврале 2016-го я пришёл в «Лимпопо» и стал озадачивать ребят. Так появился гибрид Giant SLR 2. Все свои длинные дистанции сделал на нём. Отличная геометрия, многое позволяет, можно с дороги съехать, накатистый. Это раньше я не понимал таких деталей, катался вообще на 26-х колесах. Если тебя зацепил «дальняк», то всё должно быть надёжным и качественным. Я благодарен Александру Ермолёнку за отношение, консультации, помощь. «Лимпопо» с этого момента стал любимым магазином. На нашу общую компанию приобрели здесь уже четыре велосипеда и коляску-прицеп. И всегда к нам относились внимательно, советовали, шли навстречу.

На SaryArqa TrailRun Искандер занял второе место в своей категории на дистанции 8 километров

— Что стало первым испытанием для техники и для вас?
— Каркаралинск. С весны накатали старые тропы, набрали форму. Решили двинуть туда с ночёвкой, с вещами. После поездки из Алматы я понимаю, что взяли мы тогда очень много лишнего, раза в два. Мы не знали, сможем ли доехать? Но очень сильно хотели. Собрались, словно в Москву. Июнь, была Ураза. Я решил первые сто километров воду не пить. Наивный юноша… Это сейчас уже понимаю, как нужно ездить, как отдыхать, как пить. Тогда ничего этого не было. В итоге мы со Станиславом одолели эти 230 километров за 14 часов. Сели в палатку и поняли, что коленей нет, они «кончились». Эта поездка очень много нам дала. Остановки, обязательное питьё, отдых, грамотный подход и оптимизация веса, трезвая оценка состояния. Первое, что я сделал после Каркаралинска — поставил контакты (контактные педали – ред.). Но самое главное, убрали психологический барьер, поняли, что можем проезжать за день 200 километров, стали легко прохватывать в Астану, погоняли в Боровом.

— Как в вашем марафонском календаре появился Алмата?
— Определённый опыт мы уже набрали. Плюс пропало это ощущение, когда ты заходишь домой после первой поездки на горнолыжку, едва перебирая ногами, да и ехал последний отрезок медленнее 10 км/ч, но тебя распирает от счастья! Весь 2017 год довольствовались привычными короткими прохватами, ездили в Астану. Но всё время хотелось большего.

— То есть подход был осознанный, скрупулёзный, с учётом всех предыдущих ошибок и «шишек»?
— Мы распланировали календарь. И он тут же был отправлен в корзину. У меня появилась возможность уехать с группой ведущих спортсменов на учебно-тренировочные сборы в Южную Корею и принять участие в престижных соревнованиях Korea Open. Так все намеченные прокаты и бреветы (официальные веломарафоны 200км и более – ред.) остались нереализованными. А время отпуска уже определено. Так что пришлось ехать, в моём случае, почти без подготовки — с корабля и на велосипед. Но был очень скрупулёзный анализ. Самое главное, что мы для себя определили: проезжать в день 100-130 километров. Тогда есть возможность восстанавливаться за ночь и без надрыва делать следующую сотню.
— Но ведь эта трасса на некоторых участках населёнными пунктами не изобилует. Как вы решили вопрос с питанием, с водой?
— Заранее приобрёл сумку на колёсах для путешествий. В мае мы её испытали. В неё поместилась стандартная корзина продуктов из супермаркета. Плюс нужна была энергонезависимость — для этого взяли солнечную панель на 20 Ватт. Велосипеды заранее отправили в южную столицу, они нас ждали в багажном отделении Алматы-2. Сами двинули на поезде с вещами и продуктами.

К разговору подключается Станислав:
— Первый раз я стал сомневаться в успехе нашего предприятия, когда нас кто-то спросил на дороге «А вы волков не боитесь?» А второй момент, это ещё была Жамбыльская область. Остановилась машина, люди спросили всё ли у нас в порядке и предупредили, что на следующих двух сотнях километров нет ничего.
— Но как выяснилось, это критично для тех, кто пролетает по трассе на машине. Всегда есть возможность свернуть к ближайшему селению, набрать воды, попросить помощи. Всё оказалось не так страшно… — смеётся Искандер. — Готовились серьёзно: газовые баллончики, сигнал охотника. Его, кстати, пришлось применить. Встали на ночёвку, велосипеды сцепили замками и накрыли плащ-палаткой. Сами устроились на ночлег, стали готовить еду. Одновременно сработала сигналка на велосипеде Стаса, хрустнула пустая бутылка (дико, где бы ты ни встал, всюду мусор) и в палатку кто-то стал долбиться со всех сторон. Не знаю, кто это были — лисы, волки? Высунули руку, выстрелили сигнал, оглохли сами. Но эффект это произвело должный, отдыхали спокойно.

Станислав отбегал самую длинную дистанцию SaryArqa TrailRun – 24 километра

— Мы плавно подошли к вопросу о питании. Что восполняло тысячи потраченных калорий в этом долгом пути?
— Так сложилось, что у нас уже давно достаточно строгая диета, в которой нет мяса. Поэтому многие вопросы отпали сами собой — в пищу мы употребляем только растительные продукты. На завтрак были каши «Быстров», ужинали горячими супами со специями и макаронами-паутинкой, они быстро варятся. Перекусывали чем-нибудь сладким, налегали на печенье. По дороге покупали овощи, фасоль, овощные консервы. На середине пути стали делать горячие обеды. Заранее решили, что будем делать привалы и пить чай, но так ни разу и не добрались до этого пункта: доехали до дома без чая. Если удавалось купить чёрный хлеб — это был праздник, не везде он встречается на юге.
В чём просчитались, так это не учли дороговизну придорожную: сок, который стоит 300 тенге, в кафешке продают за 700. И не сразу взялись за восполнение солей. Август, жара +35, влага из нас буквально вылетала. Почти всю дорогу ещё и ветер встречный. Потом сообразили, купили томатную пасту и делали солёный напиток с водой.
— Самыми тяжёлыми были первые три сотни. Очень плохая дорога от Алматы. Какой-то перелом наметился только после Сарышагана. Здесь впервые случился день с попутным ветром, — добавляет Станислав.
— Часто останавливались водители, подбадривали, общались. Вообще, культура и отношение к велотуристам за последние пару лет значительно выросла. Это ещё одно открытие, которое сделали в дороге. Особенно тепло реагируют дальнобойщики. Сигналят, фотографируются, некоторых за десять дней по два-три раза встречали. Нам даже арбузы оставляли, чтобы могли подкрепиться. Это очень ободряло. Пробовали считать, но после тридцатого «лайка» обычно сбивались…

— Строгое следование намеченному плану и выбранной стратегии принесло свои плоды?
— Да. Верно выбрали для себя норму «100-130» и ехали комфортно. К Аксу-Аюлы нас второй раз протащило попутным ветром, уже в шесть вечера мы поставили палатку, накупили всяких вкусностей в магазине, устроили пир, ведь дом совсем рядом. 2 августа стартовали, 11-го финишировали, уложились в намеченные десять дней.

Искандер и Станислав после финиша на Tamyz Race 2018

— А потом была гонка «Тамыз». Как к ней готовились?
— Почти никак. В четверг съездили на трассу, дали несколько кругов ознакомительных и один на время. Но это в сухих условиях. После дождя она стала совершенно другой. Мне предстояли большие соревнования после. Чтобы не травмироваться и не подвести команду, натянул на себя всю возможную защиту из таеквондо. Каких-то сверхзадач не ставил. А когда на старт нашей возрастной группы вышли соперники, все в специальной велоформе, бодрые такие — о победе не помышлял, доехать бы. Вверх на подъём не рвал, а вниз максимально ускорялся. Столько лет в спорте не позволяют бесшабашно относиться к любому испытанию. И эта тактика дала свои плоды.

Победное фото

Беседовал Руслан Телегин.

Фото Руслан Телегин, Асылбек Алимбеков.

Подробнее об упомянутых мероприятиях можно почитать на http://limpopo-outdoor.kz/saryarqarun/ , http://www.limpopo-outdoor.kz/tamyzrace/